В поисках новой точки сборки, или Что общего у Латвии и Украины

Опубликовано 23 марта 2020 в 12:56

Почему свою идентичность юные политические нации куют именно из

освободительных войн против России

, почему связывают свое будущее с ее неизбежным распадом и крахом и почему сама Россия не следует их примеру, задается вопросами колумнист Sputnik Виктор Мараховский.

В понедельник, 16 марта, произошло то, чего в течение двадцати лет не могли добиться антифашисты, дипломаты и все прочие. Чего не сумели они, удалось коронавирусу: в столице Латвии Риге из-за чрезвычайного положения впервые за десятилетия не состоялся традиционный

парад эсэсовцев

.

Этот парад за годы проведения стал:

1) частью местной идентичности (если в 90-х маршировали сами экс-участники Латышского легиона Waffen SS, то сейчас – активисты национально-патриотических партий);

2) любимым местным событием российских государственных СМИ (оно год за годом наглядно подтверждает тезис

в Прибалтике чествуют нацистов

, что дает возможность риторически пожаловаться в никуда на прибалтийскую русофобию);

3) неприятной неизбежностью для эмигрантов из России (бывшие московские VIP-ы, осыпающиеся в ходе непрерывного российского элитопада, довольно плотно оседают в бывшей союзной здравнице Юрмале. Оттуда они вот уже десять лет подписывают петиции

Путин должен уйти

и борются за права россиян под гнетом Путина. В дни парада латышских эсэсовцев они смущенно молчат, потому что если вякать против радушных хозяев, то можно и вид на жительство на стол положить).

Повторим: в этом году марша не было, но это, конечно, просто форс-мажор. В следующем году непременно будет.

Двумя днями ранее и тысячей километров южнее, в Киеве, состоялось совершенно однояйцевое по сути празднование – День украинского добровольца. Четырнадцатого марта Украина чествует тех, кто шесть лет назад добровольно отправился на восток страны с целью убивать

сепаратистов

и

русских бурят

.

Маршей было даже два: утренний, для самих добровольцев, и вечерний – для их группы поддержки: блогеров, активистов тыла, блогеров, собирателей гуманитарной помощи, блогеров, журналистов, блогеров, патриотичных гастарбайтеров и блогеров. В ходе мероприятия празднующие ритуально сходили к посольству России, пальнули в него из ракетницы, порвали флаг и покидались камнями. Посольство России в ответ ничем не кидалось.

На торжественном митинге выступающие заверяли, что победа близка, цитата:

Российской Федерации скоро конец, достаточно посмотреть, что у них на Кавказе, что в Москве – я был там, я это видел. Им скоро конец

.

День латышского легионера и День украинского добровольца не просто близки по дате проведения. Формально опирающиеся на события двух разных эпох, они на удивление схожи по своей сути и логике.

Легионеры Waffen SS были обычным пушечным мясом рейха, поставленным под ружье в тот момент войны, когда истинные арийцы, достойные носить немецкое оружие, начали у рейха трагически заканчиваться. Но когда в 90-е возникла необходимость, они были быстро и иррационально пересочинены в

бойцов за свободу своего народа от русского агрессора, пусть им и пришлось сражаться под чужим флагом

.

Украинские добровольцы были солдатами на гражданской войне (и, кстати, это по сути была бы гражданская война, даже если бы Россия вдруг действительно ввела свои войска на восток Украины – слишком тесно мы переплетены) и убивали своих сограждан на их же, сограждан, родной земле. Но участники добробатов с самого начала были пересочинены в

бойцов за свободу своего народа против российской агрессии, пусть агрессор и действовал под прикрытием

.

Между прочим, украинские творцы не останавливаются и идут в будущее – снят уже фильм

Атлантида

, в котором в 2025 году Россия таки развалилась, а Украина захватывает вновь Донбасс.

Что характерно – в Латвии тема неминуемого развала Восточного Соседа тоже является вечной: по ней год за годом организуются круглые столы и собираются конференции, выпускаются обзоры и книжки.

Почему свою идентичность юные политические нации куют именно из

освободительных войн против России

, на коленке переделанных из чужих войн с Россией или собственных гражданских? Почему связывают свое будущее с неизбежным распадом и крахом России? И почему сама Россия не следует их примеру?

Штука вся в том, что в известном смысле

точкой сборки

любой политической нации действительно является освободительная война. И в истории России таких

точек сборки

было несколько: Куликовская битва, Русско-польская война, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная. И после каждой из них нация пересоздавалась заново и в новом статусе.

А затем в результате геополитической катастрофы XX века наступил коллапс. После чего у всех осколков империи, включая саму Россию, начались одни и те же проблемы. Во-первых, общий цивилизационный уровень начал падать (естественное следствие катастрофы). Во-вторых, возникла срочная необходимость в этой самой

точке сборки

, в объединяющем символическом событии, на котором можно создать политическую нацию и ее будущее.

И тут Россия – которую в 90-е лихорадило сильней, чем многие окраины – внезапно оказалась в гигантском, до сих пор до конца не оцененном выигрыше.

По сути сам факт того, что на Россию свалились все проблемы бывшего СССР – от распоряжения ядерным арсеналом до распоряжения космосом, ядерной энергетикой, флотами, океанами, Заполярьем и разруливания этнорелигиозных войн национальных окраин, – весь этот список забот и проблем оказался благодетельным.

Все эти заботы и проблемы, которые хочешь не хочешь следует решать, а решать можно только на высоком цивилизационном уровне, удержали Россию от сползания в хуторской вышиваночный псевдофолк и в деградацию. Наследие СССР само по себе диктовало столько обязанностей, что не могло удержаться в руках

верхней вольты с ракетами

. В свое время Советский Союз точно так же, кстати, принял в руки наследие Российской империи – что во многом определило его прорывы и подвиги XX века.

Поэтому, кстати, России и не пришлось выдумывать себе

точку сборки

на коленке – она всего лишь вернулась к Дню Победы.

…А вот коллективных небратьев на необходимом цивилизационном уровне ничто не удерживало. Поэтому деградация шла в них настолько быстро, насколько конкретная республика освобождалась от гнета сложной

советской

городской матрицы.

И поэтому приходится признать: Латвия или Украина по версии нынешней киевской элиты действительно не являются политическими нациями, собранными в 1945-м. Это образования, слишком сильно отставшие от себя прежних, советских. Уже вряд ли понимающие прежних себя. Слишком упростившиеся по большинству цивилизационных и культурных параметров.

Поэтому – да, им действительно нужен другой

образ себя

. И они его создали самым простеньким образом: сочинив себе героическую борьбу против России и нафантазировав неизбежный будущий крах России как светлое будущее (тогда можно будет пограбить бесхозные российские земли).

…Жизнеспособна ли такая национальная идея?

На этот вопрос ответит новый мировой кризис – если он действительно сейчас начинается.

Но для нас куда важнее сохранить тот уровень цивилизованности, на котором мы можем себе позволить настоящие взрослые амбиции. А не мечтать о том, как бы отобрать у слабых соседей сало и шпроты.

*Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости